Оформляя кредит в банке, человек может не выполнить взятые на себя кредитные условия о своевременном погашении задолженности. Если просрочка продолжит расти, а заемщик перестанет выходить на связь с кредитором, разбираться с просроченными выплатами по кредиту будут коллекторы.
В 2017 году закон о деятельности коллекторской службы был видоизменен. О том, какие именно изменения были оформлены в законе расскажем далее. А скачать Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» можете по ссылке:
Новое в законе о коллекторах с 1 января 2017
В агентство коллекторов входят юридические лица, которые имеют гражданскую правоспособность, однако не имеют специального правового статуса и властных полномочий. По Закону они не имеют права переходить за черту угроз и шантажа, даже если должник взял в долг огромную сумму денег.
При работе коллекторы могут применять такие методы, как:
- проведение переговоров,
- оформление претензий,
- направление письменных уведомлений на адрес должника (не угроз!),
- подача иска в суд, обращение в правоохранительные органы.
Согласно части 1 статьи 15 ФЗ №353 «О потребительском займе»отношения коллекторской службы и должника основываются на:
- Проведении личных встреч;
- Телефонных разговорах;
- Смс-переписке и общении через электронные письма и телеграммы.
Номер закона «О коллекторской деятельности» — 230. Принят ФЗ Государственной Думой 21 июня 2016 года, а через неделю одобрен Советом Федерации.
Текст закона о коллекторах включает следующее: с 1 января 2017 года представители организации, которые занимаются взысканием долга, должны соответствовать требованиям: не иметь судимости и пребывать на территории страны. В случае неповиновения новым правилам, официальным взыскателям грозит штраф до полумиллиона рублей и приостановление работы до 90 суток. Скачать полный текст нового закона о коллекторах можно здесь:
Новый закон распространяется только на деятельность обычных граждан, на индивидуальных предпринимателей нововведения не действуют. Также нормативно-правовой акт предусматривает взыскание только просроченной задолженности.
Согласно условиям нового Федерального закона «О коллекторской деятельности» коллекторская служба не имеет права встречаться с должниками больше одного раза в неделю и звонить не чаще, чем два раза за 7 дней.
Так же взыскатель не имеет права разбираться с заемщиком иным способом, кроме словесной формы. По закону коллектору запрещено:
- Угрожать;
- Причинять ущерб имуществу заемщика;
- Применять физическую силу по отношению человека, который взял кредит;
- Вводить в заблуждение;
- Раскрывать секретность информации третьим лицам и передавать личные данные должника;
- Унижать честь и достоинство должника;
- Взаимодействовать с несовершеннолетними и лицами, которые проходят лечение в психиатрической больнице;
- Завышать стоимость установленного долга (в письменных обращениях представитель коллекторской службы указывает сумму и структуру задолженности).
Вопрос о порядке начисления процентов на долг подробно рассмотрен в статье 12.1 ФЗ №151 «О микрофинансовой деятельности» . Здесь сказано, что с момента возникновения просрочки МФО (микрофинансовая организация) вправе продолжить начисление процентов только на не погашенную часть суммы основного долга. Расти долг будет до момента достижения им общей суммы подлежащих к уплате процентов (т.е до размера двукратной суммы непогашенной части займа).
На что имеют право?
Права коллекторов по новому закону позволяют им разбираться с должником при помощи:
- Личной встречи;
- Почтовой переписки и отправки сообщений;
- Телефонной коммуникации.
По закону коллекторская служба имеет право взаимодействовать с человеком, который имеет долг, определенное количество раз в неделю.
- В будние дни контактировать с заемщиком можно с 8 утра до 10 вечера.
- В выходные дни и праздники связываться с должником можно с 9 утра до 8 вечера.
- Максимальное число встреч — не больше одной в неделю. Общение по телефону с человеком, который оформил кредит, сводится к двум звонкам за семь дней.
С начала 2017 года Федеральный закон «О коллекторской деятельности» содержит важное уточнение: после четырехмесячной просрочки должнику разрешается отказаться от общения с коллекторами и нанять адвоката, который будет самостоятельно вести переговоры со службой.
До какого времени могут звонить?
В течение недели коллекторы имеют право звонить не более двух раз. При этом совершать звонки в период с 22 до 8 утра в рабочие дни и с 20 до 9 в праздники и выходные запрещено.
Представитель коллекторской организации не должен скрывать номер телефона и засекречивать адрес электронной почты. В начале разговора взыскатель обязательно называет имя, фамилию и адрес компании, представителем которой он является, без напоминаний заемщика. Человек, у которого просрочен срок кредита, должен знать с кем имеет дело.
Куда жаловаться на коллекторов?
Основания для жалобы на действия коллекторов включают: нарушение прав человека и правил, установленных Федеральным законом №230.
Правонарушениями считаются:
- Не предоставление документа, который подтверждает полномочия;
- Оскорбление должника и членов его семьи;
- угрозы в сторону должника и его семьи (к примеру, угрозы поджечь детский сад, куда ходят дети должника);
- попытки вернуть средства не гуманным способом (попытки «выбить» долг силой).
Человек, который должен отдать заем, имеет право написать заявление в прокуратуру на действия коллекторской службы. Также можно подать жалобу в Роспотребнадзор и полицию. В любом их этих учреждений должник указывает имя и фамилию коллектора и компанию, представителем которой он является. Немаловажно внятно указать суть претензии и предоставить доказательства в виде зафиксированной аудио- или видеозаписи. Факт выявления нарушений сыграет в пользу интересов истца и увеличит шансы на победу. Скачать образец жалобы на коллекторов можете по ссылке: